Большинство государств ООН осуждают нападение на Украину. Но в Южной Азии и Африке правительства отказываются выполнять санкции России. Это связано с влиянием Москвы-и высокомерием Запада.
Нужно было слушать очень внимательно, чтобы не пропустить последнюю, решающую фразу. Потому что обращение посла Индии в ООН изначально было призывом к миру. Нью-Дели призывает к немедленному прекращению огня на Украине, заявил посланник Т. С. Тирумурти в начале марта на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке. Все страны должны были бы "уважать принципы Устава Организации Объединенных Наций, международного права и суверенитета и территориальной целостности всех государств".
« Но, учитывая сложившуюся общую ситуацию", - заключил Тирумурти, - "Индия решила воздержаться от голосования"« Это была фраза, с которой совпала его искренняя мольба о мире и международном праве – и которая в то же время раскрыла индийскую дилемму. Вместо того, чтобы голосовать на стороне 141 государства, которые резко осудили решение России о вторжении в Украину, Индия предпочла не действовать.
Тем временем Генеральная Ассамблея ООН дважды голосовала по резолюциям, касающимся войны на Украине, 2 и 24 марта. Оба раза значительное большинство высказалось против атаки Путина, оба раза только четыре правительства – Беларусь, Эритрея, Северная Корея и Сирия – присоединились к голосованию России. Но оба раза в голосовании участвовало значительное количество стран: 35 при первом голосовании, 38 при втором голосовании.
Каким бы ясным ни казался результат при подсчете отдельных стран, удивительно, что он выглядит с другой точки зрения: государства, которые воздержались, в том числе многие автократии, такие как Китай, Иран и Никарагуа, наряду с демократиями, такими как Индия и Южная Африка, представляют четыре миллиарда человек. Если добавить к этому страны, которые проголосовали против России, но отказались принять санкции, введенные Западом, вы имеете дело с »широким большинством населения мира«, говорит индийский мыслитель и эссеист Панкадж Мишра.
»Сегодняшние геополитические реалии еще более хаотичны, чем во время холодной войны, и размывают все чистые моральные противоречия между демократией и автократией«,-написал Мишра в колонке для экономической службы США Bloomberg. Если Запад последует своей собственной риторике о »возрождении свободы«, да, »духе 1989 года«, он рискует снова неправильно понять мир – »и свою собственную силу, чтобы сформировать его«.
Каковы причины, по которым так много правительств отказываются от четкого суждения перед лицом изображений с Украины и отказываются от санкций против Москвы?
Индия
Сам по себе самый важный и интересный случай-Индия. В настоящее время в календаре министра иностранных дел Нового Дел Субрахманьям Джайшанкара поразительно много встреч с представителями других великих держав. В начале апреля Джайшанкар встретится со своим американским коллегой Энтони Блинкеном. На этой неделе он принял министра иностранных дел России Сергея Лаврова, на прошлой неделе-китайца Ван И. Незадолго до этого из Нью-Дели выехала госсекретарь США Виктория Нуланд.
Визит Нуланд был частью дипломатического очаровательного наступления, направленного на то, чтобы прочно закрепить Индию в западном лагере. "Демократии должны объединиться и продолжать развивать свои позиции по отношению к России«, - сказала Нуланд. Однако до сих пор Вашингтону не удалось перетянуть Нью-Дели на свою сторону. Правительство премьер-министра Нарендры Моди не только участвует в голосованиях ООН по осуждению России. Она также отвергает международные санкции и, по-видимому, планирует покупать российскую нефть на выгодных условиях.
То, что Индия-самая густонаселенная демократия в мире-явно не заклеймила вторжение Путина, в основном противоречит представлению президента США Джо Байдена о том, что в украинской войне отражается глобальная борьба между автократиями и демократиями. Нью-Дели, разочарованно сказал Байден, до сих пор оказался »немного шатким« в этом споре.
"Наблюдатели из западных стран считали, что Индия находится на одной линии с ними в украинском кризисе, потому что в последние годы обе стороны сближались и воспринимали себя как равноправных партнеров«, - говорит Адитья Дэйв из Королевского института объединенных услуг, лондонского аналитического центра. Удивительно, но отношение Нью-Дели не было таким.
Потому что традиционно свободную от блоков Индию и Москву объединяет давнее партнерство. »Спросите любого из более чем миллиарда человек, живущих в Индии, кто является самым большим другом нашей страны«, - льстил Моди на встрече с Владимиром Путиным в 2014 году: »Каждый ребенок знает, что это Россия«.
Правда, в последние годы Моди стремился к сближению с США и Европой. Объем торговли между Индией и США составляет около 113 миллиардов долларов, что более чем в 11 раз больше, чем с Россией. Также в так называемом квадроцикле, зародышевой клетке своего рода индо-Тихоокеанского НАТО, Нью-Дели сотрудничает с США, Австралией и Японией. Но этот свободный союз четырех стран направлен прежде всего против Китая.
Интересы безопасности Индии связаны с Россией на протяжении десятилетий, от Кремля исходит не только экономическая помощь, но и политическая поддержка в кашемировом конфликте с вечным соперником Пакистаном. Географическое расположение играет важную роль, чтобы понять Индии осанку, говорит Anit Mukherjee S. Rajaratnam School of International Studies в Сингапуре. Индия чувствует угрозу не только со стороны Пакистана, но и со стороны Китая. »Если у вас есть такие соседи, считаете ли вы, что Индия может позволить себе оттолкнуть Россию?« Почти половина вооружений, импортируемых Индией в период с 2016 по 2020 год, поступает из России, включая систему противоракетной обороны С-400. В декабре Путин и Моди подписали еще один контракт на вооружение.
Кроме того, Моди и его популистское правительство БДП также могут рассчитывать на глубоко укоренившееся негодование. В социальных сетях страны традиционное недоверие к США сочетается с обвинением в двойных стандартах: война обнажает лицемерие Запада, который осуждает Россию, но оправдывает свое собственное вмешательство в Ираке или Афганистане.
Такие дебаты также подпитываются интернет-ролями. В начале марта британец Карл Миллер заметил в Твиттере два вирусных хэштега: #IStandWithPutin и #istandwithrussia одновременно работали в разных регионах мира. Миллер, директор по исследованиям в Британском Centre for the Analysis of Social Media. Его команда обнаружила, что многие учетные записи были созданы в День российского вторжения, а некоторые фотографии профиля уже использовались онлайн-мошенниками. Кроме того, было необычно большое количество ретвитов.
Команда Миллера отсортировала твиты по языкам и визуализировала их на онлайн-карте. Стали очевидны два региональных фокуса: Индия и Южная Азия, а также Африка. Очевидно, с помощью тысяч учетных записей кто-то пытался повлиять на общественное мнение с помощью сообщений, поддерживающих вторжение и предназначенных для региональной аудитории. Среди прочего, в Индии распространялись антиколониальные сообщения, нацеленные на сторонников Моди. Часто они демонстрировали изображения скрещенных флагов Индии и России, некоторые также проводили параллели между »сильными людьми« Моди и Путиным.
Хотя централизованно контролируемые поддельные учетные записи усилили эти хэштеги, говорит Миллер. Но также можно наблюдать реальное взаимодействие, через реальных пользователей. Не все, кто поддерживает Россию, являются российскими агентами. »Это то, что учит нас: Запад переоценивает свою сферу влияния"«
Африка
Особенно хорошо сообщения этих фальшивых аккаунтов поступали и в Южную Африку. Там они обратились к сторонникам бывшего президента Джейкоба Зумы и призвали к солидарности между государствами Брикс, в которые, помимо Бразилии, России, Индии и Китая, входит Южная Африка.
Также дочь экс-президента, Duduzile Zuma-Sambudla, распространяет пророссийскую пропаганду. У нее более 198 000 подписчиков, которым она почти ежедневно предоставляет фотографии своего отца или Владимира Путина. 1 Марта она загрузила фотографию Моди, Путина и главы государства Китая Си Цзиньпина, сказав: »Нам не нужны ни доллар, ни евро, куда бы мы ни пошли! Наш новый мировой порядок"« Несколько дней спустя фонд ее отца назвал Владимира Путина »человеком мира".
В Демократическая Южная Африка является лишь одной из 17 стран на континенте, которые воздержались от голосования на Генеральной Ассамблее ООН-почти половина всех воздержавшихся в целом поступает из Африки. Мотивы этих государств столь же разнообразны, как и сама Африка, говорит Даниэль Резник из Вашингтонского института Брукингса, аналитического центра. Некоторые, такие как Южная Африка, Намибия и Танзания, связывают движение за свободу или свою социалистическую историю с Москвой, другие – это инвестиции-например, Судан, который ведет переговоры с Россией о строительстве военно-морской базы.
В Мали, Буркина-Фасо и Гвинее Москва расширила свое влияние с помощью отряда наемников Вагнера, близкого к Кремлю, и даже запустила собственные телевизионные станции, которые вещают на французском языке, но распространяют пророссийский контент. "Россия была очень хороша в создании своего рода пропагандистской машины в поясе Сахеля«, - говорит Резник.
Но в долгосрочной перспективе, по словам эксперта Брукингса Резника, она не ожидает, что многие африканские страны свяжут свою судьбу с Россией – за исключением таких исключений, как Эритрея, Зимбабве, санкционированная самим Западом, и, возможно, Судан. Некоторые африканские страны могут даже извлечь выгоду из стремления Европы стать независимой от российской энергетики в среднесрочной перспективе, включая Сенегал, где в последнее время были обнаружены большие запасы газа, а также богатые сырьем государства, такие как Танзания, Нигерия и Алжир. Однако, по словам Резника, о посещениях высокопоставленных европейских экономических и энергетических делегаций она еще ничего не слышала из Дакара, Абуджи и Дар - эс – Салама-в отличие от Эр-Рияда, Дохи и Абу-Даби.
Ближний Восток
За несколько дней до Генеральной Ассамблеи в начале марта Совет Безопасности ООН проголосовал за нападение Путина на Украину. К удивлению правительств Вашингтона, Лондона и Парижа, один из ближайших партнеров Запада на Ближнем Востоке воздержался от голосования: Объединенные Арабские Эмираты.
Сообщается,что последовал личный звонок президента США Джо Байдена наследному принцу Мохамеду бен Заиду, и на Общем собрании Эмираты снова были на линии. Воздержались только Иран и Ирак.
Но отчуждение, которое выросло за годы между странами Персидского залива и Западом, стало еще более очевидным, чем раньше, после начала украинского кризиса. Одно только то, что наследный принц Абу-Даби принял вызов Байдена, теперь некоторыми считается успехом. Говорят, что он отказался от предыдущего – как и наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман, который на вопрос американского журнала »Атлантика« о том, неправильно ли его понимает Джо Байден, ответил: »Мне просто все равно"«
Путин и наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бен Салман на саммите G20 2018 года в Буэнос-Айресе Фото: DPA
Страны Персидского залива, словно взбудораженные энергетическими заботами Запада, поддерживают двойную мораль Европы и США в украинском кризисе. "Я не вижу здесь абсолютно никакой разницы между вторжением Джорджа Буша в Ирак в 2003 году и вторжением Путина в Украину",-говорит политолог Саудовской Аравии Мансур Альмарзоки. »Эр-Рияд не является частью этого конфликта и не хочет становиться частью этого конфликта"«
Даже если они голосовали с Западом после того решения Совета Безопасности в конце февраля – как братья по духу, политики Европы и Америки не должны неправильно понимать правителей Персидского залива. Путин вполне пользуется симпатиями в арабском мире. И многие в регионе по-прежнему считают США врагом из-за вторжений в Ирак и Афганистан, войны с беспилотниками и событий в тюрьме для пыток Абу-Грейб. В консервативных кругах Путин с его презрением к гендерной политике и гомосексуальным бракам также выступает за отказ от индивидуализма, секуляризма и форм жизни, которые с этой точки зрения ответственны за предполагаемое падение ценностей Запада.
И, как и в Индии и Южной Африке, Россия также целенаправленно инвестирует в социальные сети в арабском регионе и, таким образом, добивается успеха. То, что в основном хорошо работает на Ближнем Востоке, охваченном войнами и гражданскими войнами, - это дебаты, которые отвлекают от страданий людей на Украине, спрашивая: а как насчет Йемена? Что с Палестиной? Чувство, что жизни белых и европейских людей значат больше, чем арабов, не является несправедливо распространенным в регионе.
Но это также разгул поддельных новостей и теорий заговора. Прежде всего, российская пропаганда попадает в круги, которые в любом случае считают себя частью антиамериканского лагеря. Это, прежде всего, Иран и его союзники: Хезболла в Ливане, ополчение хути в Йемене и сирийский режим, который напрямую поддерживается Москвой. Таким образом, в Дамаске или в пригородах Бейрута, где сильна Хезболла, вы также видите портреты Путина рядом с портретами лидера Хезболлы Насраллы или президента Сирии Асада.
Азия
Более четко, чем на Ближнем Востоке, в поведении многих азиатских государств при голосовании видна дистанция от западного консенсуса. Например, ни одна из пяти среднеазиатских республик открыто не выступила против России; три из них воздержались при первом голосовании, четыре-при втором. Туркменистан вообще не давал голоса.
Среди государств Южной Азии, помимо Индии, голосовали Пакистан, Шри-Ланка и Бангладеш. Вскоре после этого было принято решение Литвы отказать Бангладеш в уже обещанном транше в размере чуть менее полумиллиона вакцин против короны. Затем страна согласилась со второй резолюцией против России.
Четыре других государства региона проголосовали за критическую для России резолюцию, в том числе Афганистан. Однако страна по-прежнему представлена в ООН дипломатами предыдущего руководства. Талибы, в Москве сейчас, наверное, были бы настроены по-другому. В заявлении, которое они опубликовали в Кабуле, они непривычно дипломатично призвали "обе стороны" к сдержанности.
Путин и премьер-министр Пакистана Имран Хан во время его визита в Москву 24 февраля, в первый день вторжения
Увеличить изображение
Путин и премьер-министр Пакистана Имран Хан во время его визита в Москву 24 февраля, в первый день вторжения Foto: Mikhail Klimentyev / Kremlin / REUTERS
То же самое касается Мьянмы, которую в Нью-Йорке также по-прежнему представляют дипломаты бывшего правительства, возглавляемого лауреатом Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи. В комментарии, опубликованном под псевдонимом, ныне правящая военная хунта вместо этого обвинила украинский народ в начале войны.
Остальные восемь членов Ассоциации государств Асеан, как и Япония и Южная Корея, проголосовали за Запад, в том числе, что удивительно, Камбоджа, тесно связанная с Китаем. Но, кроме Сингапура, ни одно государство региона не присоединилось к санкциям против России. А Индонезия, которая проведет саммит G20 в октябре, отказывается включать там украинский вопрос в повестку дня.
Организация Объединенных Наций и по сей день не является тем форумом, с которого ее основатели когда-то обещали урегулировать мировые конфликты. Большие голосования, такие как начало и конец марта на Общем собрании, отражают только состояние мира, зеленое, красное и желтое, согласие, отказ и воздержание.
Как бы четко и ясно это ни казалось – это, как пишет индийский эссеист Панкадж Мишра, хаотичная картина, с размытыми контурами и полная противоречий, сбивающая с толку и глубоко тревожная.